Цвет сайта:
Б
Ч
Г
Изображения:
Вкл
Выкл
Интервал:
Большой
Средний
Стандартный
Главная Сведения
об образовательной организации
Центр инновационных
образовательных технологий

по развитию одаренных детей
Шаг в будущее Всероссийская
олимпиада школьников
Школьный информационно-библиотечный центр

Поиск по сайту

Карта сайта Версия для слабовидящих

Александр Николаевич Островский

 

Великие люди в истории театра: Александр Островский

Александр Николаевич Островский (31 марта [12 апреля] 1823 — 2 [14 июня] 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Становление творчества Александра Николаевича началось в середине 19-го века, когда значительную часть репертуара театров составляли развлекательные, нередко переводные пьесы, герои которых были сшиты по прежним шаблонам - исторические деятели и дворяне, обычно населявшие высокие трагедии, а также традиционные герои комедий тех лет – находчивые слуги и глуповатые крестьяне.
Островский стал первым в русской драматургии, кто вывел на передний план негероический быт купеческого сословия. Купечество считалось прослойкой, служащей наполнением товарами лавок и магазинов. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические. Деловой мир считался слишком приземлённым, а потому недостойным сцены.

Новые герои, выведенные Островским – самые обыкновенные люди с такими же невысокими страстями и проблемами, о которых не очень принято говорить в приличном обществе. Драматург первым увидел и показал другим, что простые люди могут любить, страдать и совершать поступки и ничем не отличаются от дворян.

Основой пьес Островского становится повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов.
В пьесах Островского, как и в жизни, комическое и трагическое идут рядом, полностью нарушая устоявшиеся к тому времени театральные традиции. Его герои не плохие и не хорошие. Они живые. И им веришь. Они такие, как в жизни - не идеальные.

Драматург сделал язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. При этом Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль. Он один из немногих русских драматургов, заботившийся о том, чтобы в пьесе были роли для актёров разных возрастов, разного опыта и разного дарования.

Пьесы Островского стали школой для огромного числа актёров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным.

Островский одним из первых заговорил о сценичности пьесы: «Люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать». И в этом еще один секрет популярности Островского. Его пьесы написаны так, чтобы их было интересно смотреть и удобно ставить.

Наконец, именно Александр Николаевич выстроил на сцене так называемую «четвертую стену». До него пьесы изобиловали длинными монологами, в которых герои, вместо того, чтобы действовать, напрямую обращались к зрителю, рассказывая о своих планах, чувствах и т.д.
По Островскому зритель - случайный свидетель событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не узаконенный наблюдатель, купивший билет и ждущий зрелища. Монологи героев теперь адресовались самим себе или воображаемым лицам.
Тем не менее, именно с Островского начинается российский театр в его современном понимании. Его пьесы позволили раскрыться таланту многих актёров, ранее зажатых в тиски водевильных и мелодраматических амплуа.
Писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Не зря появилось понятие «театр Островского».
В его пьесах нет экстремальных ситуаций и исключительных героев. В них обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Не случайно, Островский считается создателем жанра психологической драмы с её внешними и внутренними конфликтами.
Реалистические пьесы Островского принципиально отличались от выдуманного мира романтической мелодрамы и бойких, но плоских и крайне условных водевилей. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности. Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским, А. П. Чеховым и М. А. Булгаковым.
Всего драматург написал около 50 произведений.

Наиболее известные пьесы Островского. «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес». 

Этой дате посвящён стенд подготовленный педагогом-библиотекарем Татьяной Александровной Костициной, который экспонируется в читальном зале школьной библиотеки. 

Викторина «Знакомый ваш Александр Островский»

   

НАШ ЛИЦЕЙ ВХОДИТ В ТОП-100 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В этом разделе
Опрос
Как Вы считаете, могут ли родители самостоятельно принимать решение в выборе вуза для ребенка?


  Проголосовало: 3437




Атлас профессий

ТЕМП
Политика обработки и защиты персональных данных