Цвет сайта:
Б
Ч
Г
Изображения:
Вкл
Выкл
Интервал:
Большой
Средний
Стандартный
Главная Сведения
об образовательной организации
Центр инновационных
образовательных технологий

по развитию одаренных детей
Шаг в будущее Всероссийская
олимпиада школьников
Школьный информационно-библиотечный центр

Поиск по сайту

Карта сайта Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Локальные
акты
 
Виртуальные
кабинеты учителей
 
Эколого-биологическая
лаборатория
 
Лаборатория
математики и информатики
 
Олимпиады конкурсы конференции
 

Фотогалерея

Культура речи. Морфологические и грамматические нормы. Тест 11 класс.

Учитель русского языка и литературы Никитина А.В.

Культура речи.Грамматические и морфологические нормы. Тест. 11 класс.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

 

Нарушение лексических и фразеологических норм чаще всего связано с незнанием значения этих единиц. Значение языковой единицы отражает общественно достигнутое знание о предмете наименования. Значения языковых единиц представляют собой абстрактные схемы, во время порождения речи эти схемы каждый раз «оживают», наполняются конкретным содержанием. В случае, если говорящий слишком сильно отклоняется от общепринятого содержания языковой единицы, возникают лексические или фразеологические ошибки.

Основные типы лексических ошибок:

Смешение паронимов. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению и сочетаемости: командированный сотрудник – командировочное удостоверение; настенная росписьподпись в конце документа. Иногда подмена слова паронимом влечет за собой существенное искажение смысла. В случае затруднений следует обращаться к словарю

Плеоназм – речевая избыточность, употребление слов, излишних с точки зрения смысла: *Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Для исправления таких ошибок необходимо сократить высказывание, удалив «лишнее» слово.

Тавтология – повтор однокоренных слов: *По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». Для исправления таких ошибок необходимо заменить одно из слов на синоним.

Фразеологическая единица (ФЕ) – это воспроизводимое в готовом виде выражение, отличающееся устойчивостью значения и структуры. Ошибки, связанные с употреблением фразеологических единиц:

Контаминация – смешение двух разных фразеологических единиц.

*Особое место должно быть уделено проведению юбилейных торжеств – смешение ФЕ уделять внимание и занимать место.

2. Искажение грамматической формы одного из компонентов ФЕ.

*Во главе угла партия поставила два вопроса - Нужно: во главу угла

3. Замена одного из компонентов ФЕ.

*Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами – ФЕ принимать решение

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ФОРМАХ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Собирательные числительные образуются от количественных числительных от двух до десяти. Собирательные числительные обозначают некоторое количество предметов или лиц как единство, совокупность, что накладывает ограничение на их сочетаемость.

ПРАВИЛО УПОТРЕБЛЕНИЯ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Собирательные числительные употребляются:

С существительными мужского и общего рода:

С существительными дети, ребята, люди, лица:

С названиями детенышей животных;

С субстантивированными прилагательными и причастиями, называющими группу лиц;

С существительными, употребляющимися только в форме множественного числа; в формах всех падежей, кроме винительного, при таких существительных употребляются количественные, а не собирательные числительные:

Двое суток - не прошло и двух суток

Их двое, нас семеро

Собирательные числительные не употребляются:

С существительными женского рода;

С существительными, обозначающими крупных животных:

Два слона, три волка

С существительными, обозначающими лиц, достигших высокого общественного положения: Два генерала.

Собирательное числительное оба (обе) сочетается с одушевленными и неодушевленными существительными мужского и женского рода: обе комнаты, обе школы. В мужском и среднем роде это числительное имеет основу оба-, в женском роде – обе-:

Данное числительное не употребляется с существительными, имеющими форму только множественного числа:

Ошибка: *у обоих ворот

Нужно: у тех и других ворот

Количественные числительные сорок, сто, девяносто имеют только две формы:

И.п., В.п. сорок, сто, девяносто

Косвенные падежи: сорока, ста, девяноста

У сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 800 склоняются обе части:

Р.п. пятидесяти пятисот двухсот

Д.п. пятидесяти пятистам двумстам

Т.п. пятьюдесятью пятьюстами двумястами

П.п. (о) пятидесяти (о) пятистах (о) двухстах

У составного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит:

Р.п. тысячи девятисот восьмидесяти пяти

Д.п. тысяче девятистам восьмидесяти пяти

Т.п. тысячей девятьюстами восемьдесятью пятью

П.п. (о) тысяче девятистах восьмидесяти пяти

Числительные полтора, полтораста имеют две формы:

И.п., В.п. полтора, полтораста

Р.п., Д.п., Т.п., П.п. полутора, полутораста

При сочетании с дробным числительным существительное употребляется в родительном падеже:

пятьдесят целых и три сотых процента избирателей;

пять и три пятых метра

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ФОРМАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Категория рода в русском языке достаточно стабильна и легко узнаваема по окончанию. Одна из трудностей в изучении категории рода заключается в наличии вариантных форм. В большинстве случаев одна из форм либо является устаревшей, либо свойственной определенному стилю речи. Следует запомнить родовую принадлежность следующих существительных:

Мужской род женский род

тюль бандероль

рояль плацкарта

банкнот тапка

туфля

Имена существительные, обозначающие должности и звания, в официально-деловом стиле употребляются только в мужском роде, даже если речь идет о женщине; глагол-сказуемое в этом случае употребляется в женском роде, а прилагательное-определение – в мужском:

На конференции сделала доклад известный профессор Иванова.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДА СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫХ И НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Род сложносокращенных существительных определяется по роду опорного слова в исходном словосочетании:

Исключение составляют слова, подвергшиеся влиянию грамматической аналогии:

ТАСС_ (агентство) – м.р.

РОНО, РАЙОНО (отдел) – ср.р.

Вуз_ (заведение) – м.р.

2. Неодушевленные существительные относят к среднему роду:

красивое кашне, теплое какао, роскошное боа

Искл.: черный кофе – м.р.

3. В ряде случаев родовая принадлежность неодушевленного существительного определяется по роду слова, обозначающего видовое понятие:

салями – колбаса – ж.р.; кольраби – капуста – ж.р.; пенальти – удар – м.р.

2. Род одушевленных существительных соответствует полу обозначаемого лица:

изящная леди, легкомысленный денди

Род имен собственных определяется по роду слова, обозначающего видовое понятие:

 

 

многолюдный Сухуми

(город –– м.р.);

Колорадо привлекала многих искателей приключений

(река – ж.р)

«Таймс» (газета) опубликовала статью

РОД СЛОЖНЫХ СОСТАВНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ определяется по роду слов, обозначающего более широкое понятие, концентрирующему в себе основное содержание понятия: кресло-кровать стояло в углу; кафе-столовая отремонтирована.

ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ПАДЕЖЕ

-А (-Я)

и

-Ы (-И)

Окончание -А (-Я) принимают существительные следующих групп:

слова, в И.п. состоящие из одного слога: луга, бега, дома

двусложные слова с ударением на первом слоге в И.п.: адрес – адреса

названия парных предметов: берега

/

Норма предписывает употребление окончаний -Ы (-И)

в большинстве случаев:

договоры, ревизоры, инженеры, офицеры, бухгалтеры, шоферы;

выборы, выговоры, вызовы выгоны;

искл.: доктора, профессора

Иногда варианты окончаний служат для различения смысла слов:

 

 

Лагери

– «общественно-политические группировки» и лагеря – «место стоянки или место отдыха»;

Соболи

– «живые зверьки» и соболя – «мех этих зверьков»;

Хлебы

– «выпеченный продукт» и хлеба – «поля, засеянные злаковыми культурами».

ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ПАДЕЖЕ РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ -ОВ (-ЕВ) и нулевое окончание:НО: носковНО: гектаров, километров, сантиметров, килограммов, граммов

ряд сущ. ж.р. имеют нулевое окончание: барж, вафель, кочерег, песен, яблонь, НО: долей, свечей, пригоршней.НО: платьев, яслей,

(пара) ботинок, валенок, погон, сапог, чулок

(десять) ватт, вольт, герц, ампер,

(килограмм) абрикосов, помидоров, мандаринов, апельсинов;

/ / /

простынь, сотен, туфель, Оль, Галь,

блюдец, дел, мест, полотенец,

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧЕСТИЙ

Деепричастие обозначает действие, добавочное по отношению к действию. Обозначаемому глаголом-сказуемым. Правило употребления деепричастного оборота:

Деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Иначе возникают ошибки, подобные той, что допустил чеховский герой: *«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». В отредактированном виде эта фраза должна была звучать так: «Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня слетела шляпа»;

Деепричастный оборот можно употреблять только в предложении, где есть подлежащее (названо действующее лицо). Недопустимо: Читая эту книгу, кажется, что знаком с автором (безличное предложение, где нет и не может быть подлежащего).

Деепричастный оборот можно употреблять только в предложении, где подлежащее называет реально действующее лицо.

Неправильно: *Изучая проблемы транспорта, нами были получены следующие результаты

Правильно: Изучая проблемы транспорта, мы получили следующие результаты…

СКЛОНЕНИЕ ФАМИЛИЙ

1. Не склоняются «говорящие» фамилии, то есть фамилии, совпадающие по звучанию с названиями предметов, животных, положений, имен людей: заявление Николая Лев, визит Юрик Сергея

Не склоняются фамилии славянского происхождения, оканчивающиеся на – ых (их), -о,

-аго (-яго), -ово, безударное –а: у Николая Седых, с Иваном Живаго, заявление Марии Шевченко.

Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на безударное –а (-я), склоняются: стихи Окуджавы, сонеты Петрарки

Искл.: грузинские фамилии, оканчивающиеся на –ия: книги Телия, фильмы Данелия.

Славянские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный,

СКЛОНЯЮТСЯ, если относятся к лицам (одному или нескольким) мужского пола или сочетаются со словами «муж и жена»: отец и сын Сташевичи, муж и жена Рымчуки

и НЕ СКЛОНЯЮТСЯ, если относятся к лицам (одному или нескольким) женского пола или сочетаются со словами «супруги», «брат и сестра»: брат и сестра Вульф, супруги Клинтон.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, сказуемое употребляется в форме единственного числа, если нужно подчеркнуть количество действующих лиц или их внутреннее единство: На конференции присутствовало шестьдесят семь человек (количество);

На поле тренировалось двадцать два футболиста

Сказуемое употребляется в форме множественного числа, если нужно подчеркнуть активный характер поведения действующих лиц: На конференции сделали доклады двадцать три человека.

Подлежащее со словами большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, количество, число, не меньше чем, а также с отрицательными и неопределенными местоимениями согласуется со сказуемым в форме единственного числа:

Большинство депутатов высказалось против.

Ряд поправок к закону был принят..

При подлежащем, выраженном местоимением кто, сказуемое употребляется в форме единственного числа: Сюда приглашены те, кто сделал предварительные заявки.

Если перед однородными подлежащими употребляются слова весь, каждый, любой, никакой, сказуемое употребляется в форме единственного числа:

Каждая

справка, каждый протокол был взят на контроль.

При выполнении контрольной работы рекомендуется воспользоваться помощью следующих словарей:

Словарь русского языка: В 4-х т./Под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1999.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.

Фразеологический словарь русского литературного языка/Сост. А.И.Федоров. – М., 2001;

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М., 1987.

Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов/Д, 1995.

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1997.

Колесников Н.П. Лексико-грамматический словарь русского языка. – Ростов/Д, 1996.

(единство).

 

 

Вариант 1

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

Мне, будучи в дружеских отношениях и с тем и с другим, приходилось быть их секундантом. Не будучи специалистом по стихосложению, мне трудно установить «технику» этого творчества. Э.Шеварнадзе прекрасно понимал, что, находясь в одной связке с М.С. Горбачевым на посту вице-президента (он знал, что сможет реально претендовать на этот пост), ему придется разделять ответственность за принятые решения.

2. Согласуйте сложносокращенные существительные с определениями, объясните свой выбор.

1. Некоторые химические вещества в момент сжигания не уничтожаются полностью, а остаются в концентрации в десятки тысяч раз выше допустим… ПДК. 2. Институт занимается производством отравляющих веществ (ОВ). На основе новОВ было разработано эффективное оружие. 3.Тактико-технические характеристики (ТТХ) оружия составляют государственную тайну. Ни одниз них не становится достоянием печати.

3.

Допишите недостающие окончания, согласуя определения и сказуемые с подчеркнутыми словами, объясните свой выбор.

1. Актер снял круглые очки и надел небольш… пенсне в золотой оправе. 2. Цены на колумбийск… кофе понизились. 3. Дети сели в сани, и пони побежал… по снежному кругу. 4. Перед путешественниками открыл…сь знаменит.. Миссисипи. 5. «Таймс» опубликовал.. очень интересную статью. 6. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн… Сухуми. 7. Меня познакомили с молод... крупье. 8. На мо... визави было великолепное платье.

4. Раскройте скобки. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. В библиотеке ежемесячно пополняется 300-400 (книга). 4. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 5. Разность между 87 и 58 составляет 29. 6. Держите сосуд (оба-обе) (рука). 7. На (оба-обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка. 8. Город находится в (полтораста) (километр) отсюда.

5. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое тигров живут в зоопарке. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля.

6. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой форме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

7. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину. 4. Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 7. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.

8. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3.Он дал нам настолько (дипломатический, дипломатичный) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый).

9. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины, исправьте искажения

1. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране. 3. В Таджикистане, как и в Афганистане, уделяют огромное значение встрече глав правительств. 4. Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетную роль при дворе. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных не защиту атомных станций от аварий. 7. Самое большое значение уделялось акциям, связанным с празднованием 500-летия Арбата. 8. Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значение в истории старейшей московской больницы. 9. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 10. Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации. 11. В некоторых областях историографии определяющее значение принадлежит методам описания «этноса». 12. Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периодизации развития страны, носящим лишь на первый взгляд не столь важное значение. 13. Кустарная промышленность в экономике страны играла особое значение. 14. Большое значение в перевозке грузов располагает река Ока. 15. Петр I придавал особую роль созданию флота. 16. Большое место в Заявлении было уделено вопросу о надежности АЭС. 17. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.

10. Запишите предложения, используя правильную форму собственных имен

1. В детстве он охотно читал Жюл… Верн… 2.Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол…Сартр… 3. Сказки Ганс…Христиан… Андерсен… любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август… Шлегел…

11. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, ананасы, апельсины , баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

12. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах:

Агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр.

13. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.

1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в переподготовке. 3. Большинство спортсменов, не смотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4. Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью.

 

Вариант 2

 

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

Меня

крайне удивил арест Бабеля, зная его за советского человека. Зная, что утром президент встречался с руководителями студий «Останкино» и «Россия», всех волновал вопрос о закрытии ТВ. Наблюдая многочисленные аппаратные интриги, многих уже тошнит от слова «приватизация». И вот сидя несколько дней в своем кабинете, без всяких икон, только сравнивая репродукции, передо мной открылась страшная картина.

2. Выберите из данных в скобках нужную форму, запишите получившиеся словосочетания, объясните свой выбор

1. ЛДПР (выступил - выступила). 2. ПМБ (закрыт – закрыта - закрыто). 3. (Наше - наша) ПВО. 4. СКВ (принималась – принималось – принимался). 5. (Обновленный – обновленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил – объявила).

3. Запишите, передавая числа словами, употребив числительные и существительные нужной форме

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

4. Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы

Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный.

5. Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных трансформаций:

Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с большим успехом, и на одном духе. 7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 8. Старик любил рассказывать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

6. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Архаический - архаичный;

Будний - будничный;

Воспитательный – воспитательский;

Выборный – выборочный;

Гармонический – гармоничный;

Демократический – демократичный;

Дипломатический – дипломатичный;

Длинный – длительный;

Добровольный – добровольческий;

Драматичный – драматический;

Запасный – запасливый;

Злой – злостный;

Исполнительный – исполнительский;

Исторический – историчный;

Командированный – командировочный;

Критический – критичный

Устраните речевую избыточность и тавтологию

7. Отметьте случаи плеоназма и тавтологии, запишите в исправленном виде.

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 2. Он приехал на стройку два года тому назад. 3. Наши спортсменки не были в лучшем состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего. 4. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 5. Для предотвращения травматизма лаборантов от выбрасывания патрона при открытии дверцы приемной камеры предусмотрено открытие крана Матросова исполнительным механизмом в случае открытия дверцы. 6. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 7.Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 8. Эти успехи – результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственной культуры. 9. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 10. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 11. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 12. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 13. На строительные объекты бесперебойно доставляют строительные материалы. 14. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

8. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.

1. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 2. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… наш профорг группы. 3. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 4. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 5. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты.

9. Запишите предложения, используя правильную форму собственных имен

1. Это письмо было написано американской девочкой Самант…Смит… 2. Декларация была подписана Роберт… Смит… 7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук…

10. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетания.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.

11. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.

Украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый.

 

Вариант 3

 

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Увидев

его жилище, у меня сложилось самое плохое впечатление. 2. Не успев понять его теорию до конца, у меня уже были возражения. 3. Узнав это, у меня буквально ноги подкосились. 4. Создавая партию, у вас есть шанс эту тенденцию нарушить. 5. Избавившись таким образом от бездомных, увечных, престарелых, сирых и обиженных, у вас в распоряжении останутся сильные, здоровые и работящие люди, с которыми Вы построите социализм, а может и коммунизм. 6. Даже оказавшись по ту сторону власти, работы у них все равно хватит. 7. Пока же, объяснил он (Шиповников), «слушая украинских руководителей, у всякого нормального человека возникает ощущение, что Украина вступила в СНГ, чтобы скорее похоронить Советский Союз, а в дальнейшем выскочить из Содружества».

2. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами. Объясните выбор родовой формы. Обратите внимание на то, что среди выделенных существительных есть и склоняемые, род которых определяется обычным способом – по окончанию

1. Кофе был... чуть тепл.. 2. Избранн.. жюри просмотрел всю программу. 3. «Тайм» опубликовал.. интересную статью. 4. Меня заинтересовал.. торжественн.. фасад здания. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был.. создон.. около ста лет назад доктором Л.Заменгофом. 6.Дв.. колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Янцзы судоходн.. на протяжении почти трех тысяч километров. 8. Оперу «Кармен» написал.. велик.. Бизе. 9. Впереди показал..сь Гималаи. 10. Автор рассказывает, как действует военно-промышленн.. лобби. 11. Преподаватель объяснял нов.. тему.

3. Запишите текст, обращая внимание на правильность форм количественно-именных сочетаний.

Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий России. Оказалось, что вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, 88,9% (руководитель) поддерживают идею рыночной экономики для России. За массовую приватизацию предприятий высказалось более 51% (опрошенный).

4. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употреблять собирательные числительные. Запишите их с количественным числительным три

Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, студентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк.

5. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном существовании старых и новых структур управления. 4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: Страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

6. Исправьте данные предложения, обратив внимание на искажение грамматической формы компонентов фразеологических оборотов, на неоправданную замену в них предлогов

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2.Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 3. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 4. На открытии нового телецентра его директор удовлетворительно заявил, что в полку журналистов прибыло. 5. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 6. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать. 7. Во главе угла партия поставила два вопроса. 8. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши.

9. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 10. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

7. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Методический – методичный;

Ненавистнический – ненавистный;

Нестерпимый – нетерпимый;

Обеднеть – обеднить;

Опасный – опасливый;

Описка – отписка;

Освоить – усвоить;

Органический – органичный;

Осуждение – обсуждение;

Ответный – ответственный;

Отчетный – отчетливый;

Политический – политичный;

Понятливый – понятный;

Представительский – представительный;

Представление – предоставление;

Приметливый – приметный;

Реалистический – реалистичный;

Скрытный – скрытый;

Тактичный – тактический;

Технический – техничный;

Удачливый – удачный;

Хозяйский – хозяйственный.

8. Запишите предложения , используя правильную форму собственных имен.

1. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 2. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк… 3. На концерте прозвучали произведения Майбород… 4. Эти сказки написали братья Гримм… 5. Новое произведение Генрих… и Томас… Манн… было выпущено большим тиражом.

9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.

Корпус…(здания, войсковые соединения) – корпус…(туловища); образ…(иконы) – образ…(художественно-литературные); орден…(знаки отличия) – орден…(рыцарские и монашеские общества); повод…(поводья) – повод…(побуждения).

10. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.

1. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон -весы отечественного производства. 2. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 3. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, долж… сыграть важную роль развитии производства.

11. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах:

Вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога, балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

 

Вариант 4

 

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

Увидев

четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии. Испытывая неизменную благодарность Кредобанку и Автовазбанку за огромный вклад в жизнедеятельность Российского национального оркестра и глубоко уважая их руководителей, мне становится крайне неудобно при мысли, что подобный оборот, ни в коей мере не соответствующий тому, что я когда-либо говорил или думал, возник на страницах вашей, уважаемой мною, газеты. Работая проводником, мне не нужна комната в клубе. Сотрудничая с нами, вам гарантируется успех и популяризация вашего дела.

2. Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющим их родовую принадлежность.

ВПК, КГБ, ООН, РАГС, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО.

3. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени. Запишите получившиеся словосочетания.

Чай, кофе, какао, леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, Чили, Эри, какаду, крупье

4. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было ( три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (темя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

5. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам

Длинный – длительный (протяженный, долговременный)

Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный)

Злой - злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый)

Комический – комичный (смехотворный, комедийный)

Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый)

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный)

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный)

Понятный – понятливый (ясный, способный)

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный)

Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный)

Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный)

Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый)

6. Найдите искажения, связанные с употреблением фразеологизмов (замена компонентов фразеологизмов). Исправьте ошибку.

1. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 4. Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 5. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 6. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 7. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам потратила.

7. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное вами окончание.

1. Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая. 2. Плетен… кресло качалка стоял… на террасе. 3. Театр-студия О.Табакова воспитал… немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора музей-квартира А.Ахматовой пополнил… новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для автолюбителей издан… и поступил… в продажу. 6. Архитектор Серова рассказал… корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был… отмечен… наградами правительства. 8. Все, даже мама, был… сегодня против него. 9. «Фигаро» (журнал) опубликовал… новые сведения о похищении французского бизнесмена. 10 На экзамен пришл… всего 7 человек. 11. Большинство голосовал… за предложенный бюджет.

 

8. Запишите предложения, используя правильную форму собственных имен

1. Франклин и Элеонора Рузвельт… посетили концерт известного певца. 2. Супруги Клинтон… прибыли на отдых в Калифорнию. 3. Муж и жена Робсон… совершили путешествие на яхте около западного побережья.

9. Объясните значение следующих слов.

Пояса – поясы; пропуска – пропуски; тока – токи: тона – тоны: учителя – учители; меха – мехи.

10. Запишите предложения, употребив количественные числительные

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17464 отнять 11090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

11. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах:

Афера, бензопровод, верование, воспроизведение, газированный, газопровод, диспансер, добыча, договор, закупорить, знамение, избалованный, исповедание, исчерпать, квартал, кладовая, костюмированный, красивее, маневр, нефтепровод, новорожденный, околесица, опека, оптовый, осведомить, осмысление, памятуя, пасквиль, прецедент, принудить, принять.

Обоих братьев, обеих сестер; обоими братьями, обеими сестрами.

С личными местоимениями:

28 марта 2024
"Волонтёры-медики"

Курить вредно! Волонтеры отряда «Лучик» ещё раз об этом напомнили обучающимся 8-х классов, проведя, профилактические беседы «Мифы вокруг курения».
В рамках реализации календарного плана Международного конкурса социальных проектов «Общее дело-ПРО», волонтёры-медики развенчали мифы о курении, в которые многие до сих пор верят.

Включай критическое мышление и не будь мишенью тех, кто хочет просто заработать! 

25 марта 2024
«Общее дело» – «ПРО-защита»

 

 

18 марта прошел областной Форум добровольцев Общероссийской общественной организации «Общее дело» – «ПРО-защита». На форуме присутствовало 32 команды из Челябинской области, это около 300 человек. Форум проводился на площадке ЮУрГГПУ🏛

22 марта 2024
"Волонтёры-медики"

✅ Отряд "Лучик" 1199
✅ МАОУ "Лицей 102 г. Челябинска"
✅ Международный конкурс "Общее дело-ПРО 2023"
В рамках реализации календарного плана проекта, волонтеры отряда, в форме конференции " Пассивное курение и дети" подвели итог в номинации "Дыши легко".

22 марта 2024
"Лица в истории"

27 марта будет юбилей детского писателя, который пишет в разных жанрах, в том числе и жанре фэнтези Дмитрия Александровича Емеца.

Подробнее о писателе здесь.

Педагог-библиотекарь Татьяна Александровна Костицина приглашает ознакомиться с юбилейным стендом, размещенным в школьном информационно-библиотечном центре.

Задание: Дмитрий Емец «Таня Гроттер»

Чтобы оценить условия оказания услуг,
используйте QR-код ниже или перейдите по ссылке
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/437937
   

НАШ ЛИЦЕЙ ВХОДИТ В ТОП-100 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Опрос
Должны ли родители отслеживать сайты в Интернете, которые посещает ребенок?


  Проголосовало: 4934




Атлас профессий

ТЕМП
Политика обработки и защиты персональных данных