Цвет сайта:
Б
Ч
Г
Изображения:
Вкл
Выкл
Интервал:
Большой
Средний
Стандартный
Главная Сведения
об образовательной организации
Центр инновационных
образовательных технологий

по развитию одаренных детей
Шаг в будущее Всероссийская
олимпиада школьников
Школьный информационно-библиотечный центр

Поиск по сайту

Карта сайта Версия для слабовидящих

Химия для всех – XXI. Решение задач [Электронный ресурс] :Самоучитель. Версия 2.0.

Решение задач является не только одним из ведущих методов обучения, но и самым информативным способом контроля. Общепринято, что процесс усвоения знаний может быть условно разделен на четыре этапа:

• понимание,

• запоминание,

• применение в “стандартных” условиях,

• применение в новых, нестандартных условиях и различных сочетаниях.

На всех этих этапах для обучения и контроля могут использоваться различные типы задач. В настоящее время особенно востребованными являются умения решать задачи на самом сложном четвертом этапе – задачи химических олимпиад и вступительных экзаменов. Все методы решения задач можно условно разделить на две группы: метод последовательных приближений и системный подход. Однако независимо от подхода в решении любой задачи выделяют четыре основных этапа. Самый главный этап - анализ условия задачи. Применительно к химической задаче учащийся должен понять химизм происходящих процессов и качественно представить их физический смысл. Часто решение задачи заканчивается уже при возникновении затруднений на этом этапе, так как учащимся не хватает простой суммы знаний (незнание химической номенклатуры, формул, определений, химических свойств веществ, закономерностей прохождения реакций и т. д.). Как показывает опыт, во многих случаях учащиеся плохо представляют физический смысл происходящего. Произошла реакция газообразных веществ - как изменится давление в системе или ее объем? Как изменяется масса раствора при выделении газа или выпадении осадка? И так далее. Очень много трудностей возникает у учащихся, если в задаче идет речь о фильтровании, прокаливании, экстракции или любой другой лабораторной операции. И это естественно, так как подавляющее число учащихся никогда сами ничего подобного не делали, а видели, возможно, только один раз в самом начале изучения химии. На наш взгляд, именно на этом этапе решение задач с использованием компьютерного самоучителя особенно эффективно, так как устраняются выше названные проблемы. С помощью компьютерной справочно-информационной системы можно мгновенно получить любую справочную информацию или даже подсказку, причем в любой форме - текст, таблица, рисунок, схема, анимация, видеозапись любого химического опыта или физического явления и т. д. Второй этап обычно - составление плана решения. На этом этапе основные сложности решения задач связаны с применением соответствующих расчетных формул или с составлением алгебраических уравнений или их системы. Именно составление алгебраического уравнения – камень преткновения на этом этапе решения задачи. На третьем этапе выполняется решение. Здесь наиболее часты ошибки в вычислениях и незнание единиц физических величин. Четвертый этап - проверка решения. Этот этап решения задач учащимися часто просто игнорируется. С учетом затруднений, возникающих при решении химических задач, в межвузовской лаборатории интенсивных методов обучения - SPLINT (КГПУ им. К. Э. Циолковского, МПГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова) разработана компьютерная обучающая программа “Химия для всех XXI: Самоучитель решению химических задач”. Базы данных программы позволяют проводить поиск задач по следующим критериям: теме школьного курса химии, типу задачи, ее сложности, веществу, а также их сочетаниям. Структура программы позволяет использовать “самоучитель” как в рамках классно-урочной системы при изучении соответствующих тем школьного курса химии, так и целенаправленно осваивать решения задач определенных типов, например, при подготовке к экзаменам. Работа с "самоучителем" может существенно облегчить подготовку школьников к сдаче Единого государственного экзамена по химии, особенно к выполнению заданий частей B и C, содержащих задания повышенной сложности. В процессе создания мультимедийного компакт-диска “Химия для всех XXI: Самоучитель решению химических задач” было подготовлено большое число оригинальных фото- и видеоматериалов. Разработана справочно-информационная система с широкими возможностями получения аудиовизуальной и текстовой информации. Для учителей и преподавателей разработаны методические рекомендации по использованию самоучителя.

• Самоучитель

• Таблицы

• Химический словарь

• Химические реакции

• История химии в лицах

• Фотоальбом

• Видеоальбом

Справочник история химии в лицах содержит портреты и достаточно подробные сведения о жизни и деятельности свыше 130 ученых, внесших огромный вклад в развитие химической науки. Видеоальбом компакт-диска "Химия для всех - XXI: Самоучитель решению химических задач" включает свыше 100 оригинальных озвученных видеофрагментов, выполненных в формате mpg. В видеоальбоме реализована система поиска, которая позволяет отбирать необходимые видеофрагменты по названиям или любым словосочетаниям оглавления. Демонстрация видеофрагментов возможна как в окне, так и на полный экран. Следует помнить, что хотя видеофрагменты наглядно демонстрируют суть химических реакций и процессов, многие важные экспериментальные подробности реального выполнения опытов остаются за кадром. В связи с этим нельзя даже пытаться, выполнить аналогичные химические опыты, пользуясь видеоальбомом данной программы. Для подготовки и проведения реального химического эксперимента можно воспользоваться компакт-диском "Химия со взрывами и без :" на котором наряду с видеозаписями демонстрационных химических опытах есть сведения по технике безопасности при выполнении каждого конкретного опыта, необходимом оборудовании и реактивах, технике выполнения, объяснения и т. д. Видеоальбом представлен двумя основными частями:

1. Левая панель - дерево, элементами которого являются названия представленных видеофрагментов;

2. Правая, основная панель - предназначена для отображения видеофрагмента.

Для ускорения нахождения необходимого материала возможно осуществление поиска по названиям видеофрагментов. Для этого в поле, находящимся под деревом необходимо набрать ключевое слово (или через пробел слова) и нажать клавишу Enter. Можно также кликнуть левой клавишей мыши на кнопку «Поиск». Результатом поиска будут являться видеофрагменты, в названиях которых будут присутствовать набранные слова. Для возврата к полному дереву (все видеофрагменты) необходимо осуществить поиск с пустым значением. При просмотре видеофрагмента возможна регулировка громкости и текущего положения. Видеофрагмент можно остановить и запустить. Справочник химические реакции содержит два самостоятельных раздела: неорганическая химия; органическая химия. В них содержатся сведения о схемах и уравнениях реакций с участием всех веществ, упоминаемых в школьном курсе химии. А также приведены сведения о реакциях необходимых для решения олимпиадных и конкурсных задач. Химический словарь содержит три самостоятельных раздела: теоретическая химия; неорганическая химия; органическая химия. В разделе теоретическая химия приведены современные сведения о часто используемых химических понятиях и терминах. Разъяснены термины встречающиеся в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и необходимые для решения задач. В разделе неорганическая химия рассмотрены физические свойства, строение, химические свойства и применение большинства неорганических соединений, которые могут встретиться учащимся при решении химических задач различных типов и уровней. Особый интерес представляет раздел органическая химия. Сведения об органических веществах в большинстве случаев приведены по следующему плану:

• История открытия

• Получение

• Применение

• Строение

Качественный состав Количественный состав Порядок связей атомов Распределение электронной плотности Пространственное строение

• Физические свойства

• Физиологическое действие

• Химические свойства

Рассмотрены свойства большинства органических соединений, которые могут встретиться учащимся при решении химических задач различных типов и уровней. Структура и объем справочной информации в химическом словаре делает возможным его использование не только для получения дополнительной информации при решении задач, но и для применения в качестве самостоятельной справочно-информационной системы. В фотоальбоме компакт-диска "Химия для всех - XXI: Самоучитель решению химических задач" содержится свыше 200 фотографий простых и сложных веществ, минералов с описаниями. Для каждого вещества приведены некоторые физические константы, история открытия, наиболее характерные и интересные свойства, рассмотрены основные области применения. Фотоальбом представлен тремя основными частями:

1. Левая панель - дерево, элементами которого являются названия представленных фотографий;

2. Правая, основная панель - предназначена для отображения фотографий;

3. Нижняя панель - дает краткую описательную характеристику отображенной фотографии.

Для ускорения нахождения необходимого материала возможно осуществление поиска по названиям фотографий или их описаниям. Для этого в поле, находящимся под деревом необходимо набрать ключевое слово (или через пробел несколько слов) и нажать клавишу Enter. Можно также кликнуть левой клавишей мыши на кнопку «Поиск». Результатом поиска будут являться фотографии, в названиях или описаниях которых будут присутствовать набранные слова. Текст для поиска также можно вставить из окна описаний. Для этого с помощью левой кнопки мыши необходимо произвести выделение нужного фрагмента текста, затем нажать правую кнопку мыши, подвести курсор к полю для поиска и вставить фрагмент нажатием левой кнопки. Для возврата к полному дереву (все фотографии) необходимо осуществить поиск с пустым значением. При просмотре фотографии возможно ее увеличение на полный экран (корсор мыши имеет изображение в виде лупы), а также просмотр видеофрагмента, экскурсии или прослушивание аудиофрагмента. Последнее характеризуется наличием дополнительных иконок в левом нижнем углу фотографии. В режиме просмотра на весь экран доступны следующие возможности:

1. Переход на следующую фотографию - курсор мыши в виде руки человека. Для осуществления перехода необходимо кликнуть левой кнопкой мыши (переход осуществляется только из 100% масштаба);

2. Цифровое увеличение до 100 раз - правой кнопкой мыши выделить фрагмент, курсор мыши в виде лупы. Увеличение происходит при отпускании кнопки мыши;

3. Скролирование изображения, курсор мыши в виде стрелки.

Кликнуть левой кнопкой мыши и не отпуская ее переместить курсор в нужном направлении, курсор мыши в виде стрелки с листиком бумаги. Текущее положение увеличенного окна характеризуют области скролинга справа и снизу изображения; При работе с самоучителем можно пользоваться различными справочными таблицами, которые обеспечивают получение справочной информации при решении задач любой сложности. Периодическая таблица Периодическая таблица является интерактивной. При щелчке левой кнопкой мыши по ее ячейке появляются дополнительные сведения о каждом элементе и свойствах, образуемых им простых веществ, по следующему плану:

• Химический символ элемента

• Название русское

• Название английское

• Порядковый номер

• Атомная масса

• Электронная формула

• ОЭО по Полингу

• Радиус атомный

• Дата открытия

• Первооткрыватель

• Место открытия

• Простое вещество

• Температура плавления

• Температура кипения

• Внешний вид

• Распространенность в земной коре

• Источники получения

 

   

НАШ ЛИЦЕЙ ВХОДИТ В ТОП-100 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Опрос
Как Вы считаете, могут ли родители самостоятельно принимать решение в выборе вуза для ребенка?


  Проголосовало: 3437




Атлас профессий

ТЕМП
Политика обработки и защиты персональных данных